Изменения в развитии общего образования в стране потребовали изменений в содержании и организации методической работы в школе.  Инновационная деятельность образовательных учреждений с вступлением в силу нового закона об образовании стала реальностью, нормой (статья 20 ФЗ «Об образовании в РФ»). Иными словами говоря, инновационная работа – явление, ставшее постоянным почти во всех образовательных организаций. При этом развитие инновационной практики в образовании является  затруднительным в силу разноплановости процессов и отсутствия единых показателей и критериальных оценок в сфере реализации инноваций. Имеющиеся теоретические и практические разработки в недостаточной мере обеспечивают потребности системы образования в получении  информации о ходе и результатах происходящих изменений. Организация управления инновациями становится одним из наиболее сложных вопросов профессиональной деятельности руководителей и педагогов образовательных учреждений, так как нередко в рамках одной школы одновременно реализуются широкомасштабные государственные нововведения и локальные изменения, направленные на развитие конкретной педагогической практики. Практика показывает: для того чтобы нововведения были эффективными, надо, чтобы они были управляемыми, причем при этом должны реализоваться все функции управления: прогнозирование, планирование, организация, контроль и анализ.

 

Инновационная деятельность образовательной организации - важнейшее направление системы непрерывного образования членов педагогического коллектива МБОУ СОШ №39, который воспринимает ее как необходимое средство в построении вектора развития образовательного учреждения, так как только развивающаяся школа создает условия для полноценного развития ученика. В связи с этим предполагаются новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов, их готовность осваивать и внедрять инновации,  востребованные новой образовательной ситуацией.

Инновационная деятельность  в МБОУ СОШ №39 направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через Образовательную программу, Программу развития школы и организацию учебно-воспитательного процесса.

Цель инновационной работы: создание условий для обеспечения дальнейшего  развития  и функционирования образовательного учреждения и возможности самореализации учителя  в этом процессе. Инновационная деятельность школы осуществляется на информационно - деятельностном уровне.

                Массовый характер современных инновационных процессов в сфере образования, однако, не всегда свидетельствует о качестве проводимых инновационных мероприятий, тем более что оцениванию эффективности нововведений не всегда предшествует процесс объективного, системного, планового и непрерывного наблюдения. При этом возникает опасность смешения истинных инноваций, которые способствуют улучшению работы образовательного учреждения и получению им стабильных положительных результатов, и инноваций, которые не оправдывают затраченных субъектами образовательного процесса усилий на их реализацию, не приводят к получению более высоких результатов, чем при использовании традиционных педагогических средств, либо инноваций, осуществляемых на бумаге. Все это затрудняет управление инновациями и, думается, не только на уровне отдельных образовательных учреждений.

     Очень важным в осуществлении любого новшества являются его источники, которые условно можно поделить на две группы в зависимости от того, чем они обусловлены: изменениями во внутренней или во внешней среде школы.

Внешние источники - изменения в образовательной политике, демографические изменения, новое научное знание, нормативно-правовые документы органов управления образованием. Что касается внешних источников, то современная образовательная политика федеральных и городских органов управления образования известна всем:  профилизация обучения, создание территориальных образовательных комплексов, реализация независимой экспертизы качества образования, осуществление компетентностного подхода к обучению с целью формирования основных компетентностей, сформулированных в ФГОС нового поколения; сетевое взаимодействие; в сфере  воспитания – активизация гражданско-патриотического воспитания учащихся и многое другое.

К внутренним источникам относятся  неожиданный успех или неудача, потребности жизнедеятельности школы, профессиональный опыт персонала или руководителя, мониторинг и диагностика учебно-воспитательного процесса. Администрация, методическая служба МБОУ СОШ №39  активно апеллирует именно к этой группе источников.

 

 В начале учебного года был проведен опрос учителей по исследованию готовности педагогов к инновационной деятельности.

По результатам опроса были сделаны следующие выводы:

  • учителя школы готовы к инновационной деятельности;
  • считают, что инновационная деятельность способствует разработке новых форм деятельности, повышает интерес обучающихся к учению;
  • инновационная деятельность способствует методическому и дидактическому обеспечению урока;
  • необходимо создать временные творческие группы, способствующие реализации творческих возможностей педагогов и стимулирующие самопознание и самообразование.

       Анализ данных исследования готовности педагогов нашей школы к инновационной деятельности показал: 95% педагогов готовы к ее осуществлению, при этом 45% не знают, с чего начать, какие элементы их педагогической системы можно было бы отнести к инновациям и т.д. Таким образом, решение важнейших задач, которые ставит современное образование перед школой, реализация программы развития школы  возможно только при обеспечении непрерывной системы обучения педагогического персонала, т.е. невозможна без организации внутришкольной системы методической учебы.

Ее положительные характеристики:

  • успешное решение проблем, связанных с появлением новых направлений деятельности;
  • использование внутренних ресурсов, что позволяет экономить средства;
  • сохранение и распространение среди сотрудников основных ценностей и приоритетов учреждения.

В школе  создана эффективная система обучения педагогического персонала,  в которой выделяются внутришкольные административные формы, которые направлены на всех педагогов:

  • педагогический совет;
  • совещания, посвященные одной проблеме;
  • методические объединения;
  • самообразование.

Каждая из них характеризуется разнообразием форм проведения.

 

       Осуществляя мониторинг образовательно-воспитательного процесса, анализируя его данные, члены коллектива выявляют проблемы, решение которых возможно при более глубоком их изучении. Проработав теоретический материал, учитель намечает план реализации приобретенных знаний в педагогическую практику. Ежегодно на заключительных заседаниях МО учителя защищают свой творческий отчет.  Положительный опыт обобщается и рекомендуется для реализации учителям – предметникам.

 

 

С появлением в каждом учебном кабинете сети Интернет стали возможны такие формы, как:

  • использование сетевых образовательных ресурсов;
  • дистанционное обучение (курсовая подготовка).

 

В 2015-2016, 2016-2017 учебных годах педагогический коллектив продолжил работу по внедрению инноваций в образовательно-воспитательный процесс:

I.Используемые инновации (институциональный уровень)

 

Направления

инновационной деятельности

Содержание деятельности

Классы

Результат

В содержании образования

Обучение в условиях независимой оценки знаний

(внешний мониторинг, итоговая аттестация в форме ОГЭ, ЕГЭ)

1, 4 классы,

5-8,10 классы,

9, 11 классы

 

Осуществляется  внешняя экспертиза обученности учащихся. Стандартизация результатов реализации образовательных программ

 

Реализация ФГОС  НОО на первой ступени обучения, ФГОС ОО на второй ступени обучения

1-3 классы, 5,6 классы

 

Осуществляется реализация  требований ФГОС к содержанию, условиям, результатам учебно-воспитательного процесса.

Контроль качества реализации образовательных программ осуществляется с использованием текстов комплексных контрольных работ

В организации образовательного процесса

Реализация программ профильного обучения на старшей ступени обучения

10-11 классы, предметы, обеспечиваю-щие социально-гуманитар-ный профиль

Расширился спектр образовательных услуг, создаются условия для раннего профессионального самоопределения

 

Предпрофильная подготовка

9 классы

Расширился спектр образовательных услуг, создаются условия для раннего профессионального самоопределения (курсы, проводимые ССУЗами, ПУ, экскурсии)

 

Реализация внеурочной деятельности

5-8 классы

Расширился спектр образовательных услуг, создаются условия для развития технического творчества

 

Информационно-коммуникативные технологии

1-11 классы

Расширился спектр применения

 

Здоровьесберегающие технологии

1-11 классы

Создаются условия для сохранения здоровья учащихся на уроках

 

Личностно ориентированные образовательные технологии

1-11 классы

Создаются условия для повышения качества обучения через индивидуализацию УВП

 

Проблемно-поисковые, проектные технологии, исследовательский, деятельностный методы обучения

1-11 классы

Создаются условия для реализации метапредметных умений

В содержании воспитывающей деятельности

Ориентированные на личность воспитательные технологии

 

1-11 классы

Создаются условия для успешной социализации школьников, самореализации личности школьников. Повысился уровень воспитанности школьников. Наблюдается высокий уровень психологической комфортности всех субъектов УВП

В управлении ОУ

Управление ОУ  через организацию деятельности Совета школы

 

Обеспечение открытости функционирования ОУ, коллегиального принятия решений, определяющих стратегию развития ОУ

 

Программно-целевое управление качеством образования

1-11 классы

Создана нормативно-правовая база, регламентирующая все направления деятельности ОУ

 

Критериальная оценка результатов педагогической деятельности в условиях новой системы оплаты труда (НСОТ)

 

Создаются условия для дифференцированной оплаты труда работника в зависимости от его личного вклада в результат деятельности ОУ

 

II. Разрабатываемые инновации (институциональный уровень)

Направления инновационной деятельности

 

Содержание деятельности

Ожидаемые результаты

Единый образовательный комплекс

Формирование единой системы методической, образовательной воспитательной деятельности на основе принципов преемственности и целесообразности

Функционирование единой образовательной системы с целью обеспечения качества образования

организация профильного обучения

 

Реализация направления

«Профориентация»

Активизация профориентационной деятельности, раннее профессиональное самоопределение, осознанный выбор профиля на старшей ступени, знакомство с рынком труда

 

В 2016 – 2017 учебном году в нашей школе организованы дополнительные занятия для учащихся 1-6 классов в рамках ФГОС.

       Основная задача занятий в 1-4 классах - заинтересовать детей, развить мотивацию к учебе и труду, т.е. развить внутренние психологические ресурсы личности школьников: трудолюбие, познание, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, бережливость. Таким образом, в начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьников, важно дать им представление о различных профессиях, расширить интересы и первоначальные представления о роли и ценности труда.

       Задача кружковой работы в 5-6 классах меняется. Это содействие профессиональному самопознанию учащихся 5-6 классов, а именно: исследование и развитие индивидуальных особенностей, склонностей, интересов, подготовка к осознанному выбору профиля обучения в старших классах. Профориентационная работа в 5-6 классах должна формировать развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности, представление о собственных интересах и возможностях, помогать приобретению первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

Так как 7-8 классы не вошли в федеральный стандарт, то возникла необходимость организовать дополнительные занятия отдельно для этих классов. Совместно со студентами ДВГУПС в школе проводятся кружки по техническому творчеству: Web – программирование, 3Д – моделирование. Сначала занятия посещали более 20 учащихся. На данный момент около 10 человек. Это связано с главным принципом допрофильной подготовки – самоопределение. Конечно, двух кружков недостаточно, однако ребята проявляют интерес к лингвистике, хореографии, посещая дополнительные занятия вне школы. Также для учащихся 7-8 классов организованы экскурсии в ВУЗЫ города.

       В 9-х классах в этом году организованы допрофильные курсы на базе технологического колледжа по направлениям: автодело, основы предпринимательства, программирование в машиностроении, основы медицинских знаний, повар, электрик. Преимуществом данных курсов является: чёткая профориентационная направленность; более интенсивные формы работы. Однако, хотелось бы расширить перечень профессий.  Такой опыт оказался положительным, поэтому в следующем учебном году будут привлечены учащиеся 8-х классов.

       Система предпрофильной подготовки в 9 классах и система профильного обучения на старшей ступени образования, будет осуществляться более эффективно если:

  • элементы профильного обучения будут внедряться на всех ступенях образования;
  • в основную образовательную программу будут включены предметные модули профориентационного содержания;
  • в работу по профориентационной деятельности будут привлечены социальные партнеры (ВУЗЫ и предприятия города).

       По последнему пункту наша школа активно сотрудничает с ДВГУПС, ТОГУ, медицинскими учреждениями и др.

 

         С целью поддержки инновационной деятельности педагогов в рамках реализации НСОТ предусмотрена система морального и материального стимулирования участия в конкурсном движении педагогов, осуществляющих инновационную деятельность.  Данная система характеризуется устоявшимся характером, доведена до сведения каждого члена коллектива, что призвано способствовать активизации инновационной деятельности. Основные принципы ее осуществления:

  • комплексность (принимается во внимание разработанность педагогом инновационного подхода в какой-либо теоретической форме,  практические наработки, имеющие практическую новизну как для ОУ, так и для личного опыта педагога, а также результативность работы);
  • достоверность (выводы об инновационности опыта осуществляются на основе экспертизы – собственной (самим педагогом) и независимой (руководителем МО и заместителем директора, курирующим инновационные процессы в школе);
  • корректность в оценке инноваций;
  • отсутствие негативных тенденций в реализации инноваций.

 

Таким образом, в школе  созданы условия наибольшего благоприятствования для инновационных процессов,  использования в практике работы современных образовательных технологий, вовлечения в поисковую творческую деятельность максимально широкого круга учителей. Анализ приведенных выше данных позволил сделать вывод о том, что за достаточно небольшой период времени  МБОУ СОШ №39 из режима функционирования перешла в режим развития и может определяться как развивающееся и развивающее образовательное учреждение.

План стратегического развития школы.