Описание основной образовательной программы начального общего образования 

              Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 39 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом Примерной основной образовательной программы начального общего образования, особенностей образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса; определяет содержание, условия, результаты образовательного процесса в 1-4 классах.  Для реализации ООП НОО определяется нормативный срок 4 года (детей в возрасте от 6,5 до 10,5 (11) лет), который полностью соответствует младшему школьному возрасту. При разработке основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 39 учитывались культурные, национальные, территориальные и социальные особенности; существующий разброс в темпах и направлениях развития учащихся, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение выполнения требований ФГОС НОО.

          Задачи реализации основной образовательной программы начального общего образования:

–        формировать общую культуру, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;–        обеспечить достижение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ);–        обеспечить преемственность начального общего и основного общего образования;

–        обеспечить доступность получения качественного начального общего образования;–        развивать способности обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности.

           Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 39 определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся.  Основная образовательная программа начального общего образования содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.  Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: пояснительную записку;      планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;-        систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

            Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:–        программу формирования универсальных учебных действий у учащихся при получении начального общего образования;–        программы отдельных учебных предметов, курсов;–        программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования;–        программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;–        программу коррекционной работы.

         Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации основной образовательной программы. Организационный раздел включает:–        учебный план начального общего образования;–        план внеурочной деятельности;–        систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

             Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 39 реализуется через организацию урочной деятельности с использованием УМК «Школа России», которая включают в себя завершенную предметную линию учебников. Организация внеурочной деятельности является обязательной для МБОУ СОШ № 39, включатся в план внеурочной деятельности, который обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), выбрана оптимизационная модель (на основе оптимизации внутренних ресурсов образовательного учреждения) организации внеурочной деятельности, в ее реализации принимают участие учителя начальных классов, учителя-предметники   Реализация основной образовательной программы начального общего образования рассчитана в режиме 5-дневной недели. Занятия проводятся в 2 смены. Продолжительность учебного года в 1 классе составляет 33-34 учебные недели, во 2-4 классах – 34-35 учебные недели. Функции, права и обязанности участников образовательного процесса закреплены в локальных актах ОУ.  При реализации основной образовательной программы ведущим является системно-деятельностный подход, который предполагает:–        воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;–        переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития учащихся;–        ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;–        признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;–        учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;–        обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего образования;–        разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого учащегося (включая одаренных обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;–        гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;–        ориентацию на достижение цели и основного результата образования;–        развитие личности на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

–        опору на современные образовательные технологии деятельностного типа: технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения), проблемно-диалогическую технологию.

               ООП НОО реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. Для реализации ООП НОО определяется нормативный срок – 4 года.

Основная образовательная программа начального общего образования 

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования

Описание основной образовательной программы основного общего образования 

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 39  (далее Программа) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.  ООП ООО представляет собой нормативный документ, в котором определены цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организация  образовательного процесса на ступени основного общего образования.

 Назначение  программы

Программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Целями реализации Программы являются:

  • достижение выпускниками планируемых результатов: универсальных учебных действий, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
  • становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
  • установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
  • взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;
  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды города для приобретения опыта реального управления и действия;
  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

    Основная образовательная программа МБОУ СОШ № 39 содержит три раздела в соответствии с требованиями Стандарта: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает:  - пояснительную записку; - планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования; - систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. 

Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: - программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности; - программы отдельных учебных предметов, курсов; - программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры; - программу коррекционной работы.

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы. Организационный раздел включает: - учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы; - систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

  Программа рассчитана на 5 лет обучения.

Основная образовательная программа основного общего образования 

Описание основной образовательной программы среднего общего образования 

            Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ № 39 (далее ООП СОО) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 мая 2012 г. N 413, с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования. ООП СОО определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне среднего общего  образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие учащихся, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся.  ООП СОО состоит из целевого, содержательного и организационного разделов.

           Целевой раздел включает: - пояснительную записку; - программу развития универсальных учебных действий;-планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы среднего общего образования; - систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования.

            Содержательный раздел включает: - программу формирования и развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования;

- программы отдельных учебных предметов; - программу воспитания и социализации учащихся; - программу коррекционной работы.

               Организационный раздел включает: - учебный план среднего общего образования;- план внеурочной деятельности;- систему условий реализации основной образовательной программы;- механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;- дорожную карту;- контроль за состоянием системы условий.

                 Целями реализации основной образовательной программы среднего общего образования являются: 

- становление и развитие личности учащегося в ее самобытности и уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению;

- достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями учащегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья.

                Основная образовательная программа среднего общего образования 

Для реализации ООП СОО определяется нормативный срок – 2 года.