Возможность трудоустройства в свободное от учебы время несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет

 

Допрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности учреждения образования, содействующая самоопределению учащихся относительно избираемых ими профилирующих направлений деятельности.

Допрофильная подготовка - это первоначальный этап личностного и профессионального самоопределения учащихся. Ее цель в определенной степени противоположна цели профильного обучения – не удовлетворение запросов и развитие способностей личности в определенной области познавательной деятельности, а выявление ее интересов, склонностей, формирование представлений о характере труда, о мире профессий и возможностей выбора одной из них. Ранняя допрофильная ориентация поможет учащемуся раньше выстроить свою образовательную траекторию, выбор предпрофильного и профильного обучения станет более осознанным;

Задачи:

1) вовлечь учащихся в творческую, проектно-исследовательскую деятельность в выбранной образовательной области;

2) создать условий для перехода к профильному обучению;

3) апробировать новое содержание, формы и методы ранней профилизации с учетом рынка труда города Хабаровска для обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии;

4) наладить деловые связи с лицами и организациями, заинтересованными в профессиональной подготовке молодых кадров.

Как нужно построить образовательный процесс в школе, чтобы он мог обеспечить эффективную подготовку учащихся к предпрофильной подготовке и профильному обучению на старшей ступени образования?

Как организовать допрофильную подготовку?

- За счёт углублённого изучения отдельных предметов, введение курсов по выбору.

- Через факультативы, предметные кружки, предметные олимпиады.

- Проведение информационно-разъяснительной профориентационной работы.

Не маловажную роль в этой работе играет дополнительное образование обучающихся.

Дополнительное образование – это звено, которое обеспечивает развитие личности и её раннюю профессиональную ориентацию. Сегодня нельзя ограничиваться только базовым образованием, оно всё больше нуждается в поддержке неформального дополнительного образования.

В нашей школе организованы дополнительные занятия для учащихся 1-6 классов в рамках ФГОС.

Основная задача занятий в 1-4 классах - заинтересовать детей, развить мотивацию к учебе и труду, т.е. развить внутренние психологические ресурсы личности школьников: трудолюбие, познание, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, бережливость. Таким образом, в начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьников, важно дать им представление о различных профессиях, расширить интересы и первоначальные представления о роли и ценности труда.

Задача кружковой работы в 5-6 классах меняется. Это содействие профессиональному самопознанию учащихся 5-6 классов, а именно: исследование и развитие индивидуальных особенностей, склонностей, интересов, подготовка к осознанному выбору профиля обучения в старших классах. Профориентационная работа в 5-6 классах должна формировать развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности, представление о собственных интересах и возможностях, помогать приобретению первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

Так как 7-8 классы не вошли в федеральный стандарт, то возникла необходимость организовать дополнительные занятия отдельно для этих классов. Совместно со студентами ДВГУПС в школе проводятся кружки по техническому творчеству: Web – программирование, 3Д – моделирование. Сначала занятия

посещали более 20 учащихся. На данный момент около 10 человек. Это связано с главным принципом допрофильной подготовки – самоопределение. Конечно, двух кружков недостаточно, однако ребята проявляют интерес к лингвистике, хореографии, посещая дополнительные занятия вне школы. Также для учащихся 7-8 классов организованы экскурсии в ВУЗЫ города.

В 9-х классах в этом году организованы допрофильные курсы на базе технологического колледжа по направлениям: автодело, основы предпринимательства, программирование в машиностроении, основы медицинских знаний. Преимуществом данных курсов является: чёткая профориентационная направленность; более интенсивные формы работы. Однако, хотелось бы расширить перечень профессий. Такой опыт оказался положительным, поэтому в следующем учебном году будут привлечены учащиеся 8-х классов.

Система предпрофильной подготовки в 9 классах и система профильного обучения на старшей ступени образования, будет осуществляться более эффективно если:

* элементы профильного обучения будут внедряться на всех ступенях образования;

* в основную образовательную программу будут включены предметные модули профориентационного содержания;

* в работу по профориентационной деятельности будут привлечены социальные партнеры (ВУЗЫ и предприятия города).

По последнему пункту наша школа активно сотрудничает с ДВГУПС, ТОГУ, медицинскими учреждениями и др.

Таким образом в нашей школе можно увидеть целую систему по допрофильной подготовки школьников.

                       Модель допрофильной и предпрофильной подготовки обучающихся.