Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и рационально можно достигнуть поставленной цели обучения.
Под средством обучения понимают: "материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний" (П. И. Пидкасистый).
Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.
Выделяют 2 группы средств обучения:
а) средства, как источник информации;
б) средства, как инструмент усвоения учебного материала.
Все средства обучения делятся на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.
В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.
Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Идеальные средства обучения 1 уровень – на уроке:
Произведения искусства, другие достижения культуры (живопись, музыка, литература), средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока, системы знаков, формы организации учебной деятельности на уроке.
Материальные средства обучения 1 уровень – на уроке:
Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для решения учащимися тестовых материалов, лабораторное оборудование, ТСО.
Идеальные средства обучения 2 уровень – учебный предмет:
Системы условных обозначений различных дисциплин, учебные компьютерные программы охватывающие весь курс обучения предмета, развивающая среда для накопления навыков по данному предмету.
Материальные средства обучения 2 уровень – учебный предмет:
Учебники и учебные пособия, дидактические материалы, методические разработки (рекомендации по предмету).
Идеальные средства обучения 3 уровень – весь процесс обучения:
Система обучения, методы обучения, система общешкольных требований.
Материальные средства обучения 3 уровень – весь процесс обучения:
Кабинеты для обучения, библиотека, столовая, помещение для администрации и педагогов, раздевалки, подсобные помещения.
Каждый элемент системы средств обучения представляет собой сложную и самостоятельную подсистему.
В учреждении имеются 29 компьютеров, 21 макбук, 32 ноутбука.
13 кабинетов школы оборудованы автоматизированным рабочим местом учителя (компьютер, проектор, экран), что составляет 86,6 % от общего числа всех кабинетов.
На компьютерах установлены операционные системы: Windows
Приобретена периферийная техника:
· мультимедийный проектор – 4 шт.;
· интерактивная доска – 10 шт.;
· принтер – 9 шт.;
· сканер планшетный – 2 шт.;
· многофункциональное устройство – 8 шт.;
· проекторы – 10 шт.
· интерактивный проектор – 2 шт.
· вебкамера – 1 шт.
· документ-камера – 3 шт.
· ПК «Пристиж» - 10 шт.
· Принтер 3D – 1 шт.
Функционирует компьютерный класс на 7 учебных мест.
Школа подключена к сети Интернет.
Программное обеспечение школы:
· Антивирус Касперского 6.0;
· Microsoft Office 2007;
· OpenOffice;
· Другое свободно распространяемое программное обеспечение: медиаплеер, клиент электронной почты, программа для просмотра фото- и видео-файлов.
В школе имеются предметные кабинеты, оснащенные современным оборудованием в соответствии с требованиями учебных планов и программами обучения:
В школьной библиотеке имеется книжный фонд насчитывающий 13314 единиц изданий, в том числе 6167 единиц учебников.
Для проведения уроков по предмету «Технология» оборудована 1 мастерская.
Для проведения уроков физкультуры и обеспечения внеурочной занятости в школе работает спортивный зал. Спортзал оснащен необходимым спортивным оборудованием.
Обучающиеся школы обеспечены горячим питанием, которое осуществляется через столовую (на 80 посадочных мест) . Питание организовано в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.
Безопасное пребывание в школе обеспечено наличием:
· автоматизированной системы пожарной сигнализации
· тревожной кнопкой
На переменах организовано дежурство учителей по школе.